«Антиколомойский» закон – неизбежность или необходимость?

1

«Антиколомойский» закон – неизбежность или необходимость?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Комментариев нет 293 просмотров

13 мая 2020 г. Верховная Рада приняла законопроект № 2571-д «О внесении изменений к отдельным законодательным актам Украины, касающихся усовершенствования регулирования банковской деятельности». Закон, который прозвали «антиколомойским», гарантирует необратимость вывода с рынка неплатежеспособных и «непрозрачных» банков. Его принятие крайне важно, особенно сейчас, когда и без того «больную» украинскую экономику ввела в «глубокую кому» пандемия коронавируса. Теперь бы еще разумно воспользоваться финансовой помощью, которую в скором времени должно получить государство от МВФ и других западных кредиторов.

Основные положения законопроекта

«Антиколомойский» закон стал одним из самых скандальных за последнее время. Как и законопроекты о языке, рынке земли и Высшем антикоррупционном суде, он принимался после множества поправок. В течение одной недели, начиная с 30 марта (от первого чтения), их поступило свыше 16 тысяч, что подтолкнуло депутатов попутно принять еще один законопроект – о борьбе с «поправочным спамом». 21 мая после подписания президентом закон вступил в силу.

Самыми яркими тезисами законопроекта об усовершенствовании регулирования банковской деятельности являются следующие:

  • Полагаясь на собственные компетенции, опыт и анализ текущей информации, Нацбанк имеет право выносить профессиональные суждения касательно финансового состояния и рисков, связанных с деятельностью банковских организаций.
  • Процедуру вывода с рынка неплатежеспособного или замешанного в «грязных» схемах банка может начать НБУ или Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Даже если суд признает эти действия незаконными, приостановить или прекратить процесс невозможно.
  • Вне зависимости от правомерности действий НБУ и ФГВФЛ банк не может быть восстановлен в своем первоначальном положении и возвращен бывшим собственникам.
  • Экс-владельцы выведенной с рынка банковской организации имеют право оспорить решение в суде, но максимум, на что они могут рассчитывать – на денежную компенсацию.
  • Критерии отнесения финучреждений к категории проблемных будут более жесткими.

На первый взгляд «антиколомойским» закон можно назвать с натяжкой, ведь Игорь Валерьевич и не требует возвращения ПриватБанка. Он рассчитывает на вердикт, что его детище отобрали незаконно и на компенсацию в размере 2 млрд. долларов. Однако неизвестно, что на самом деле на уме у одного из самых влиятельных олигархов страны и его партнеров, поэтому такое, пусть и неформальное название закона, все же имеет право на жизнь.

2

Важность «антиколомойского» закона для Украины

Принятие закона является ключевым требованием МВФ, выполнение которого позволит рассчитывать на кредит в размере 5 млрд. долларов. $3,5 млрд. Международный валютный фонд должен перечислить до конца текущего года, что даст возможность частично закрыть дефицит бюджета в размере 298 млрд. гривен.

Кроме того, сотрудничество с МВФ позволяет рассчитывать на финансовую помощь от Европейской комиссии, Всемирного банка и отдельных стран. Эти деньги сейчас нужны как никогда. Они помогут в полном объеме профинансировать мероприятия, связанные с противодействием пандемии, помочь малому и среднему бизнесу. Без программы Международного валютного фонда, на которой завязано общее финансирование в размере $7 млрд., покрыть дефицит бюджета страны будет попросту нечем. К тому же сотрудничество с МВФ предоставляет возможность правительству вести переговоры с международными рынками капитала, а значит рассчитывать еще на 2-3 млрд. долларов займа. В противном случае с нами никто сотрудничать не будет, а это в нынешней ситуации сродни дефолту.

Когда дело касается дефицита бюджета, Международный валютный фонд предъявляет самые высокие требования, потому что ему нужен надежный заемщик. А прозрачная банковская система – один из факторов гарантий возврата долга.

Выгоды вкладчиков и кредитополучателей

Нормы, предусмотренные законопроектом 2571-д, полностью соответствуют мировой практике. В законодательстве многих стран отсутствуют основания и механизмы возвращения на рынок банка, ликвидация которого уже началась. Предполагается, что «антиколомойский» закон усовершенствует ликвидационную процедуру и позволит Фонду в течение 3-х — максимум 5-ти (в случае выведения с рынка системно важного банка) лет обеспечить управление активами, за счет которых будут удовлетворяться требования кредиторов.

Модель реструктуризации задолженности кредитополучателя в неплатежеспособном банке также станет лучше. Продление сроков пользования активами, включая период после ликвидации финучреждения, позволит уменьшать процентные ставки по кредитам, что в свою очередь увеличит поступления от управления фондами ликвидируемого банка. Требования кредиторов будут выполняться быстрее.

3

Чего ожидать бывшим владельцам банков?

Как было сказано выше, запрещающий в судебном порядке упразднять или приостанавливать вердикт о признании финучреждения неплатежеспособным «антиколомойский» закон не запрещает признавать это решение противозаконным.

Чтобы получить компенсацию, бывшие собственники банков должны обратиться в суд. Он назначает аудиторскую фирму, которая определяет объем убытков и стоимость ценных бумаг на момент вывода банковской организации с рынка. Если общие обязательства банка превышают стоимость активов, бывшие собственники не получают компенсацию, и наоборот. 

«Антиколомойский» закон не ограничивает полномочия судов, а требует, чтобы оценку платежеспособности банков проводили профессионалы, чем и занимаются международные аудиторские компании. Суд в свою очередь призван дать правовую оценку действий руководства финучреждения и проверяющих органов.

Проблема, которая существовала раньше, заключалась в том, что ответственность за неправильные решения руководителей банка несли налогоплательщики. Чтобы погасить задолженности перед вкладчиками, государство вынуждено было тратить огромные средства с налогов. Как известно, в 2014 г. более сотни неплатежеспособных банков были выведены с рынка, что обязывало Фонд выплатить около 90 млрд. гривен. Законопроект, который разрешает использовать активы финучреждений, наказывает в первую очередь нерадивых или нечистоплотных руководителей и собственников.

Аргументы «за» и «против»

«Антиколомойский» закон принят подавляющим большинством голосов, хотя были и противники этого решения. Не поддержал усовершенствование банковской системы 51, воздержалось – 29 и не голосовал – 31 народный депутат. Противники законопроекта считают, что узаконивание «профессиональных суждений регулятора» дает ему полномочия, во много раз превышающие права истцов.

НБУ не согласен с такой трактовкой, аргументируя свое мнение тем, что «профсуждения» – это эффективный механизм реализации уже существующих полномочий, которые даны регулятору для защиты прав вкладчиков и интересов государства. Еще одним контраргументом Нацбанка является то, что суды выносят решения также на основании профессиональных суждений, но никому в голову не приходит утверждать, что судебные инстанции имеют сверхполномочия.

Мы считаем, что принятие «антиколомойского» закона – большой плюс для банковской системы Украины, ведь во многих успешных странах регуляторы наделены точно такой же властью. Практика показывает, что вынесение решений компетентными органами убирает множество бюрократических аспектов и лазеек для маневра, которые часто используют руководители неплатежеспособных банков, чтобы вывести капитал. Ну а если вы не знаете, как выбрать безопасный банк для собственного капитала, записывайтесь на нашу бесплатную консультацию. Специалисты команды «Все Pro Грошi» помогут решить эту проблему, а также расскажут о других проверенных способах приумножения сбережений с учетом ваших пожеланий и жизненной ситуации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Получите доступ Бесплатно к видео курсу сейчас и узнайте:

-Тайные законы денег, которыми пользуются миллионеры;
-Как получать 30-40% годовых с гарантиями как у банка;
-Как сохранить и приумножить деньги в условиях кризиса.

Есть что сказать? Не держите в себе: прокомментируйте:

Комментарии Facebook

Читайте также

  • 1000_545_1585215598-1599

    Повышение «минималки». Что за этим стоит и какие могут быть последствия?

    Верховная Рада поддержала законопроект президента о повышении минимальной заработной платы, и с 1 сентября 2020 г. она составляет 5000 грн., что на 277 грн. больше, чем было раньше. Казалось бы, можно порадоваться за людей с низкими доходами –...

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники

  • 1

    Венчурное инвестирование или как заработать на инновациях. Оправдан ли риск?

    Новоиспеченные компании, пытающиеся пробиться на рынок, остро нуждаются в денежных вливаниях. И если небольшие стартапы могут взять кредит, то крупным бизнес-проектам нужно больше денег, чем готов выдать банк. В этой связи актуальным становится вопрос венчурного...

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники

Отправить ответ

  Subscribe  
Notify of